Признаки банкротства юридического лица в 2021 году

Признаки банкротства юридического лица в 2021 году

Здравствуйте! В современных экономических условиях такой вопрос, как процедура банкротства юридического лица, к сожалению, становится все более актуальным и востребованным. Многие предприятия различной формы собственности на себе узнали сложности работы в условиях экономического кризиса. И далеко не все смогли адаптироваться к новым жестким условиям. Что скрывается за процедурой банкротства юридического лица, вы узнаете в этой статье.

Основные признаки банкротства юридического лица

Необходимость признать официально несостоятельность и банкротство юридического лица возникает, если фирма не имеет возможности рассчитываться по счетам.

При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнес-проекта на рынке. Появляется большая задолженность перед разными кредиторами и в выплате заработной платы сотрудникам.

Собственник задумывается об этой неприятной и хлопотной процедуре как о варианте закрыть свое предприятие с долгами.

Процедура банкротства юридического лица схожа с банкротством физического лица, когда физ. лицу нужно объявить себя банкротом перед банком. Но есть и различия.

Порядок банкротства юридического лица определен в федеральном законе №127, который претерпел изменения в 2018 году.

Во многих случаях он предполагает различные меры по спасению убыточного предприятия, которые входят в состав процедуры.

Сам закон, определяющий, что такое банкротство юридического лица, является пошаговой инструкцией, на которую необходимо опираться на каждом этапе.

Привести предприятие к такой серьезной ситуации могли как сочетание экономических факторов, так и неумелое руководство со стороны администрации, неэффективный менеджмент. В любом случае признать несостоятельным можно должника, который имеет определенные признаки банкротства юридического лица:

  • Совокупная задолженность всем кредиторам составляет не менее 300 000 рублей (включая налоги и платежи в бюджет);
  • Срок выплаты долгов нарушен и превышает 3 месяца по каждому отдельно взятому контрагенту;
  • Имеется немалая просрочка по заработной плате, выходным пособиям перед сотрудниками.

Задолженность может возникать вследствие различных обстоятельств и представлять собой:

  • Долги перед поставщиками товаров или материалов, которые отгружены, но не оплачены по выставленным счетам;
  • Невыплаченную зарплату, начисления за нее в бюджет;
  • Невозвращенные кредитным организациям займы;
  • Долги перед учредителями предприятия;
  • Задолженность, которая образовалась перед государственными фондами.

В эту сумму могут входить различные штрафные санкции, судебные выплаты или претензии со стороны клиентов.

Вариант признания банкротства не распространяется на бюджетные учреждения, политические и религиозные организации. Для государственных предприятий такая процедура применяется только в случае, если имеется соответствующий пункт в уставе. Само признание несостоятельности проводится только в арбитражном суде по месту регистрации потенциального банкрота.

Кто может начать процедуру банкротства юр. лица

Признаки банкротства юридического лица в 2021 году

Банкротство юридических лиц, пошаговая инструкция которого определена вышеуказанным законом, предполагает, что инициаторами судебной процедуры может выступать любая финансово заинтересованная сторона:

  • Само руководство предприятия;
  • Учредители и владельцы убыточной фирмы;
  • Кредиторы;
  • Социальные фонды;
  • Государственные службы и прокуроры;
  • Наемный персонал при значительной задержке заработной платы.

Для всех видов кредиторов возможность подать иск в суд – это право, которое они могут реализовать по своему желанию. Для руководителей – это прямая обязанность, способная помочь убыточному предприятию выйти из долговой ямы, найти скрытые ресурсы, восстановить платежеспособность.

  • Скачать образец иска от конкурсного кредитора;
  • Скачать образец заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом.

Руководство фирмы обязано инициировать процедуру самостоятельно:

  • Если юридическое лицо не располагает достаточными финансовыми ресурсами для покрытия долгов перед кредиторами;
  • Если при начале ликвидации убыточного бизнес-проекта обнаружены признаки несостоятельности юридического лица.

При последнем варианте руководителю (или уполномоченному представителю от лица учредителей) необходимо обратиться с заявлением в арбитражный суд не более чем через 30 календарных дней после выявления подобных фактов. Зачастую это происходит после независимой аудиторской проверки или на основании полученных годовых отчетов с неутешительной статистикой.

Особенности обращения в суд

Признаки банкротства юридического лица в 2021 году

Пошаговая процедура банкротства юридического лица включает в себя несколько шагов при обращении в арбитраж, каждый из которых занимает определенное время:

  1. Подготовка: она заключается в анализе неплатежеспособности и всех причин возможного банкротства;
  2. Оплата судебных расходов;
  3. Сбор всей необходимой в процессе доказательной базы;
  4. Составление специального заявления о признании несостоятельности;
  5. Подача документов на рассмотрение.

Каждый шаг имеет множество нюансов и тонкостей, поэтому будет полезна помощь опытных юристов или адвокатов, специализирующихся в этой сфере.

Независимый взгляд поможет оценить правильность обращения в суд, ведь процедура банкротства может сильно испортить деловую репутацию и отпугнуть потенциальных инвесторов.

Кроме того, найденные факты намеренного доведения предприятия до разорения могут привести к уголовным делам и долгим разбирательствам.

Сбор необходимой документации для банкротства

Банкротство юридических лиц арбитражный суд рассматривает только на основании зафиксированных фактов и доказательств. Поэтому перед обращением необходимо собрать и подготовить внушительный набор различных документов:

  • Свидетельство, подтверждающее регистрацию предприятия;
  • Полный пакет учредительных приказов и протоколов;
  • Вся бухгалтерская и финансовая отчетность за последние 5 лет работы;
  • Любые справки и выписки, подтверждающие задолженность;
  • Штатное расписание с указанием зарплат;
  • Свидетельства о постановке на учет в фондах;
  • Выписки, подтверждающие состояние счетов, заверенные банками;
  • Полный список всех кредиторов;
  • Копии документов всех учредителей.

Это лишь основанная часть списка, который может быть дополнен любыми договорами, графиками платежей или рассрочек.

Заполнение искового заявления при банкротстве юридического лица

Признаки банкротства юридического лица в 2021 году

Заявление о признании несостоятельности юридического лица имеет определенный Образец иска о признании юридического лица банкротом (ссылка на скачивание) и подается в установленной письменной форме. Его заверяет своей подписью руководитель фирмы или его заместитель, если он имеет полномочия. Форма заявления предусматривает обязательное внесение информации, которая содержит:

  • Данные об арбитражном суде, в который подается заявление;
  • Полную сумму задолженности по всем кредиторам;
  • Общую сумму претензий, которые не будут оспорены представителями предприятия-должника;
  • Любые обстоятельства и факторы, повлиявшие на появление убытков и потерю платежеспособности;
  • Сведения обо всех открытых банковских счетах, которые будут использованы при погашении долгов.

К заявлению обязательно прикладываются квитанции об оплате пошлины и услуг управляющего (или ходатайство о рассрочке). Хорошим вариантом может стать приложение собственного плана по оздоровлению или реструктуризации.

Стоимость процедуры банкротства юридического лица

Признаки банкротства юридического лица в 2021 году

На момент последних изменений в арбитражном законодательстве, определяющих банкротство юридических лиц в 2021 году, были определены расходы на подачу документов в сумме:

  • 6 000 рублей на государственную пошлину;
  • От 30 000 за услуги внешнего управляющего.

Если материальное положение потенциального юридического лица-должника не позволяет внести такую сумму до начала суда, рекомендовано приложить к типовому заявлению специально оформленное ходатайство.

Оно предусматривает рассрочку на обязательные платежи до вынесения решения.

Кроме этих расходов, потребуется проведение дополнительных экспертиз сторонними аудиторами, консультации юристов и нотариальное заверение некоторых документов и копий.

Стадии банкротства юридического лица

Всю сложную и длительную процедуру можно разделить на важные стадии банкротства юридического лица, каждая из которых выполняет определенные функции:

  1. Наблюдение: необходимо для анализа и изучения сложной финансовой ситуации на предприятии;
  2. Назначение и работа внешнего арбитражного управляющего, который контролирует проведение всех мероприятий и отвечает за сохранность имущества на время разбирательств;
  3. Оздоровление: этап предусматривает изучение и воплощение возможности спасения предприятия-должника путем внедрения эффективного управления, рассрочек и направлен на погашение долгов;
  4. Внешнее управление делами: функции руководства выполняет сторонний специалист, назначенный в судебном порядке;
  5. Конкурсное производство: этап предусматривает полнейшую инвентаризацию и реализацию для реализации возможности погашения долгов.

В современном российском законодательстве именно процедуры несостоятельности юридического лица и признания его неплатежеспособным считаются самыми сложными и запутанными даже среди опытных юристов. Каждая стадия имеет множество нюансов и задач, на решение которых требуется немало времени.

Суть процедуры наблюдения

Признаки банкротства юридического лица в 2021 году
Признаки банкротства юридического лица в 2021 году

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица – первая и обязательная в арбитражном процессе. Эта подготовительная часть занимает в среднем 6-7 месяцев. В течение этого периода собирается информация о правдивом состоянии финансовых дел должника, оповещаются все заинтересованные стороны о возможном банкротстве.

Фактически этап наблюдения – это вспомогательная процедура, введение которой закрепляется особым постановлением суда. В нем назначается специальный временный управляющий, который в дальнейшем будет контролировать все шаги руководства. По его инициативе:

  • Проводится анализ всех дел и проведенных сделок фирмы. Это помогает определить факторы, которые привели к несостоятельности. Выносится общая оценка действий руководства и ведется поиск фактов, указывающих на возможное фиктивное банкротство;
  • Составляется полный список кредиторов. В него вносятся все физические и юридические лица, банковские и бюджетные организации, по которым возникла задолженность в период работы предприятия. Это могут быть работники, которым не выплачена в полном объеме заработная плата, поставщики или подрядчики;
  • Подсчитывается вся сумма кредиторской и дебиторской задолженности. За основу берется бухгалтерская документация, заключенные договора и выставленные неоплаченные претензии;
  • Выясняются все благоприятные возможности для оздоровления должника, включая реструктуризацию имеющихся долгов;
  • Проводится первое собрание всех кредиторов. В нем будут участвовать представители заемщиков, указанные в специально составленном реестре.
Читайте также:  Какие права имеет коллекторское агентство в 2021 году

Закон о несостоятельности и банкротстве юридических лиц

Время чтения: 15 минут

28.12.2017

Главная / Материалы / Закон о банкротстве юридических лиц

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят в 2002 году. С того времени к концу 2017 года в него было внесено 83 изменения.

Признаки банкротства юридического лица в 2021 году

Что регулирует закон о банкротстве юридических лиц

Статья 1 закона № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» содержит определение отношений, являющихся сферой регулирования закона. Это отношения, которые возникли между тремя сторонами (кредиторами, должником, третьими лицами) по причине ненадлежащего исполнения должником денежных обязательств перед кредиторами.

Федеральный закон о банкротстве юридических лиц определяет механизм предупреждения финансовой несостоятельности, регулирует порядок процедур в арбитражном суде, проводимых в рамках рассмотрения дел о банкротстве. Юридическое лицо может быть признано банкротом только на основании судебного решения.

Некоторые положения законодательства вступают в противоречие с Гражданским кодексом, но при этом нормы закона № 127-ФЗ являются приоритетными (то есть положения ГК применимы в той степени, в которой не противоречат закону о банкротстве).

Таким образом, закон «О банкротстве» — это главный документ, определяющий порядок правоотношений, которые возникают при проведении судебной процедуры.

Признаки банкротства (кто может быть признан банкротом?)

Законодательство различает общие признаки банкротства (статья 3 ФЗ), применимые к отдельным категориям организаций или рассматриваемые в рамках сложившихся специфических ситуаций. К общим положениям, включенным в закон о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, относятся:

  • неспособность уплачивать обязательные платежи в течение трех месяцев от утвержденной даты их исполнения (просроченная задолженность перед кредиторами или государством);
  • сумма просроченной задолженности составляет не менее 300 тысяч рублей.

Признаки банкротства юридического лица в 2021 году

  • Ситуация о возможности признания юридического лица банкротом анализируется в индивидуальном порядке с учетом категории организации, для которой установлены отдельные нормы и порядок банкротства.
  • К таким юридическим лицам относятся кредитные, страховые компании, застройщики, предприятия стратегического значения, градообразующие компании и некоторые другие организации.
  • Так, сумма долга для сельскохозяйственных предприятий составляет минимум 500 тысяч рублей.

Признак банкротства кредитной компании — просрочка по исполнению обязательств перед кредиторами — 14 дней при недостаточности активов для погашения долга (п. 8 статья 189 ФЗ «О банкротстве).

Стратегические предприятия признаются несостоятельными при полугодовой просрочке исполнения обязательств и сумме задолженности — 1 миллион рублей.

Для финансовых, страховых компаний и застройщиков установлены отдельные правила подачи заявлений в арбитражный суд по делу о банкротстве. В отношении организаций, для которых установлены специальные положения по проведению процедуры банкротства, применяются общие правила, если законом не предусмотрены иные действия.

Этапы банкротства юридических лиц

Федеральный закон «О несостоятельности» предусматривает проведение пяти этапов в делах о банкротстве, определяет порядок мероприятий и их задачи. Мировое соглашение, являющееся частью процедурного механизма, разрешено проводить и возобновлять на всех стадиях судебного производства.

Стадии (этапы) дела тесно взаимосвязаны между собой и осуществляются в законодательной последовательности:

  • наблюдение;
  • финансовая санация;
  • перевод под внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Рассмотрим подробнее каждую стадию процедуры о финансовой несостоятельности.

Наблюдение

Признаки банкротства юридического лица в 2021 году

Статья 62-75 № 127-ФЗ предусматривает анализ фактического финансового положения должника, для проведения которого назначается временный управляющий. Ответственное лицо составляет уведомление о начале процедуры наблюдения. Цели этапа — это:

  • обеспечение сохранности материальных активов;
  • извещение кредиторов о начале процедуры;
  • составление перечня (реестра) требований.

На стадии наблюдения руководство компании сохраняет свои функции и возможности осуществлять управление персоналом, но с большими ограничениями. Федеральный закон о банкротстве юридических лиц отводит срок 7 месяцев для этапа наблюдения.

В течение этого времени управляющий собирает информацию о юридическом лице, анализирует хозяйственную деятельность, проверяет законность финансовых операций, полноту документооборота. На основании систематизированных данных рассматривается возможность возобновления работы компании.

Управляющий готовит обобщенный отчет, который направляется в арбитраж вместе с протоколом первого кредиторского собрания. Суд принимает решение о возможности и целесообразности введения одной из следующих процедур банкротства.

Если основания для инициирования процедуры признаются недостаточными, арбитраж прекращает дело.

Это означает, что предприятие, по мнению суда, располагает возможностями для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

На стадии наблюдения можно разработать и подписать мировое соглашение, согласно которому все кредиторы получат удовлетворение своих требований, согласно предусмотренным в соглашении условиям.

Финансовое оздоровление

Цель финансовой санации — восстановление платежеспособности организации. На этом этапе выявляются скрытые резервы и возможности компании по погашению долга. Восстановление бизнеса (реанимация хозяйственной деятельности) представляет собой наиболее благоприятное для всех сторон разрешение конфликта, если банкротство не является фиктивным.

На первом собрании кредиторами принимается решение о санации с одновременно разработанной схемой и графиком по выплате задолженности.

Банкротство компании в 2021 году — читайте от Финэксперт

Процедура банкротства предприятия – обычный способ избавиться от бизнеса, который больше не представляет интереса. Рассказываем о том, как ей воспользоваться.

Что даёт банкротство компании?

Если сравнивать с обычной добровольной ликвидацией, процедура банкротства юрлица имеет следующие преимущества:

  • Позволяет закрыть бизнес с долгами;
  • Останавливает начисление штрафов, пеней и процентов, защищает от давления со стороны кредиторов;
  • Прекращает выездную налоговую проверку – или предотвращает её начало;
  • Даёт директору и владельцам компании возможность избежать налоговой, уголовной, административной или имущественной ответственности.

При больших долгах или высоком риске выездной налоговой проверки банкротство – оптимальный выход.

Признаки банкротства предприятия

Для того, чтобы компанию могли признать несостоятельной, должны выполняться два основных условия:

  1. Общая сумма задолженности организации перед кредиторами составляет не менее 300 тысяч рублей;
  2. Срок просрочки по платежам (в том числе по выплатам сотрудникам) превысил три месяца.

При наличии этих признаков кредиторы или сама организация имеют право инициировать судебный процесс банкротства.

Стадии банкротства предприятия

Процедура проходит максимум в четыре этапа (обратите внимание, стадии 2 и 3 «опциональные», по решению суда они могут быть пропущены):

  1. Наблюдение.
  2. Финансовое состояние бизнеса тщательно анализируют, счета и активы замораживают, после чего суд выносит одно из трёх возможных решений:

    • Прекратить процесс;
    • Начать финансовое оздоровление компании;
    • Открыть конкурсное производство.
  3. Финансовое оздоровление.
  4. Мероприятия, направленные на восстановление платёжеспособности организации и погашение долгов. По итогам этапа суд может решить:

    • Прекратить процесс;
    • Передать компанию под внешнее управление;
    • Открыть конкурсное производство.
  5. Внешнее управление.
  6. Руководство компанией берёт на себя новый директор, который попытается восстановить её платёжеспособность. Возможные решения суда по результатам его работы:

    • Прекратить процесс;
    • Открыть конкурсное производство.
  7. Конкурсное производство.
  8. Реализация имущества организации, погашение долгов.

Если процесс дошёл до 4 стадии, то по её итогам суд ликвидирует предприятие и списывает его долги.

Объективное банкротство: в какой момент оно возникает?

Одним из важнейших механизмов защиты нарушенных прав кредиторов должника, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, является институт субсидиарной ответственности контролирующих лиц, в рамках которого в настоящее время вырабатываются эффективные подходы к выявлению как конечных бенефициаров, виновных в доведении хозяйствующих субъектов до банкротства, так и неправомерных действий контролирующих лиц, приведших к банкротству должника.

Вместе с тем, несмотря на стремление усовершенствовать механизм субсидиарной ответственности для установления действительных причин банкротства хозяйствующего субъекта и виновных в этом лиц, некоторые вопросы, имеющие существенное значение для рассмотрения таких споров, не получили однозначного решения как на законодательном, так и на правоприменительном уровне.

О категории «объективное банкротство» и моменте его возникновения

Одной из важнейших категорий, используемых при рассмотрении споров о привлечении к субсидиарной ответственности, является «объективное банкротство», применяемое при установлении периода, в рамках которого определяется круг контролирующих лиц, а также момента возникновения обязанности единоличного исполнительного органа должника (субсидиарно – иных контролирующих его лиц) обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

Внедрение категории «объективное банкротство» в рассмотрение споров о привлечении к субсидиарной ответственности, несомненно, соответствует целям установления действительных обстоятельств несостоятельности должника в сравнении с ранее действовавшим регулированием и практикой.

В частности, такие категории, как «неплатежеспособность» и «неоплатность», очевидно, не могут свидетельствовать о реальной невозможности хозяйствующего субъекта исполнить обязательства перед кредиторами и зачастую присутствуют в деятельности большинства компаний, привлекающих заемные денежные средства и имеющих кассовые разрывы.

Отсутствие единообразия в определении момента возникновения объективного банкротства породило существенные сложности, влияющие на обоснованность судебных актов по спорам о привлечении к субсидиарной ответственности.

Первоначально термин «объективное банкротство» был введен Верховным Судом РФ в Определении от 20 июля 2017 г. № 309-ЭС17-1801 по делу № А50-5458/2015, в котором объективное банкротство определялось как критический момент, когда должник из-за снижения стоимости чистых активов утратил способность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

О привлечении к ответственности контролирующих лицРазъяснения Пленума ВС нужно учитывать при принятии управленческих решений

Позднее, в Постановлении Пленума ВС от 21 декабря 2017 г.

№ 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» (далее – Постановление Пленума ВС № 53) под объективным банкротством подразумевался момент, когда должник стал неспособным в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе касающиеся уплаты обязательных платежей, из-за превышения совокупного размера обязательств над реальной стоимостью его активов.

Таким образом, в указанном постановлении ВС изменил правовую позицию об определении объективного банкротства, связав невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме не с размером чистых активов должника, определяемых по данным бухучета1, а с реальной (рыночной) стоимостью его активов.

Представляется, что такое толкование целесообразнее, чем определение момента возникновения объективного банкротства на основании размера чистых активов по данным бухучета, которые могут быть умышленно искажены либо отражать стоимость активов, не соответствующую действительности, в силу объективных причин.

Вместе с тем, несмотря на принятие Постановления Пленума ВС № 53, закрепившего определение момента возникновения объективного банкротства на основании реальной стоимости активов должника, единообразия судебной практики достичь не удалось.

Например, по-прежнему распространено сопоставление размеров обязательств должника с чистыми активами2, что сохраняет существенный риск неверного определения момента возникновения объективного банкротства с учетом указанных проблем.

При этом проблема единообразного определения момента возникновения объективного банкротства значима не только для лиц, в отношении которых уже подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам контролируемого ими должника, но и для руководства юридических лиц, в отношении которых дело о банкротстве пока не возбуждено.

Как отмечалось, определение момента объективного банкротства важно для установления обязанности руководителя юридического лица – должника (субсидиарно – иных контролирующих лиц) обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

При этом неподача руководителем такого заявления при возникновении объективного банкротства является противоправным бездействием и основанием для привлечения к субсидиарной ответственности.

Вместе с тем отсутствие единообразия в определении момента возникновения объективного банкротства влечет крайне негативные последствия для лиц, не оценивших должным образом риски и последствия их управленческих решений с позиции оснований для последующего привлечения к субсидиарной ответственности.

С учетом этого одним из важнейших направлений совершенствования института субсидиарной ответственности представляется выработка единообразного подхода к определению момента возникновения объективного банкротства на основании реальной стоимости активов должника.

Несмотря на то что определение объективного банкротства таким способом, на наш взгляд, более корректно, правовые позиции, сформированные Верховным Судом, не раскрывают подробно алгоритм, которым должны руководствоваться суды, определяя размер денежных обязательств и реальных активов, а также не поясняют, каким образом суд должен устанавливать действительные причины объективного банкротства.

Более того, несмотря на указание ВС о необходимости определения объективного банкротства на основании реальной стоимости активов, в его правовых позициях по другим делам отмечается, что обстоятельства, подтверждающие объективное банкротство подконтрольного лица, могут быть установлены и по косвенным признакам – например, прекращение платежей по обязательствам и т.п.3.

Кроме того, согласно п.

16 Постановления Пленума ВС № 53, в котором раскрывается, что понимается под действиями (бездействием) контролирующего лица, приведшими к невозможности погашения требований кредиторов, определение существенности влияния действий (бездействия) контролирующего лица на положение должника, а также наличия причинно-следственной связи между ними и объективным банкротством возложено на суд. Неопределенность и отсутствие единообразных критериев определения момента и причин объективного банкротства влекут для судов необходимость самостоятельно устанавливать объективное банкротство в каждом конкретном случае с учетом надлежащей оценки специфики деятельности должника, его бухгалтерских и иных документов, а также экономических и иных факторов, повлиявших на возникновение объективного банкротства, включая степень влияния каждого из них.

Исходя из судебной практики, при определении размера денежных обязательств, с которыми в дальнейшем сопоставляется размер реальных активов, суды зачастую учитывают следующие строки пассива баланса должника: кредиторская задолженность (код строки 1520); краткосрочные заемные средства (код строки 1510); долгосрочные займы (код строки 1410).

Вместе с тем само по себе превышение размера обязательств над реальными активами не может априори свидетельствовать о возникновении объективного банкротства – например, с учетом высокой «закредитованности» российских компаний или возможности получения прибыли (активов) только на определенном этапе деятельности4.

На практике это приводит к тому, что судьи, не обладающие специальными познаниями в области экономики и финансов, зачастую определяют момент возникновения объективного банкротства на основании позиций лиц, участвующих в обособленном споре о привлечении к субсидиарной ответственности, а не исходя из собственной оценки фактических обстоятельств банкротства должника.

В условиях действующих в рамках споров о привлечении к субсидиарной ответственности презумпций, применяемых к контролирующим лицам, отсутствие опровержения ими обстоятельств, указанных в заявлении о привлечении к субсидиарной ответственности, может толковаться как признание таковых (что в том числе может применяться к моменту определения объективного банкротства).

Вместе с тем в условиях опровержения контролирующим лицом доводов заявителя о моменте возникновения объективного банкротства и его причинах, в том числе со ссылкой на документы бухучета, иные документы и экономические факторы, суду необходимо критически оценивать заявленные доводы и представленные документы.

Это, в свою очередь, вызывает сложности на практике, в связи с чем Верховный Суд вынужден в каждом конкретном случае давать судам указания о необходимости установления момента возникновения объективного банкротства, исследования его причин и их влияния на возникновение признаков банкротства, а также оценки действий контролирующих лиц и их причинно-следственной связи с наступлением объективного банкротства.

Предлагаемые меры для преодоления отсутствия единообразия судебной практики

С учетом изложенного представляется целесообразным издание более подробного разъяснения ВС (с обязательным привлечением при его подготовке лиц, обладающих специальными познаниями в сфере экономики и финансов) относительно алгоритма определения объективного банкротства, а также оценки экономических и иных факторов, повлиявших на его возникновение, и степени влияния каждого из них.

Вместе с тем очевидно, что такие разъяснения или рекомендации общего характера дадут судам определенный ориентир, в то время как для установления причин конкретного банкротства и момента его возникновения полагаем целесообразным привлечение специалистов в сфере экономики.

Например, в уголовном судопроизводстве при рассмотрении дел по таким преступлениям, как неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство, широко используется экспертиза признаков банкротства.

В целях соблюдения баланса прав и интересов кредиторов и привлекаемых к ответственности контролирующих лиц необходимо, на наш взгляд, активнее использовать институт судебной экспертизы для установления объективного банкротства.

Нельзя также не отметить, что на практике лица, участвующие в деле, обращаются к институту судебной и внесудебной экспертизы не для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, а для подтверждения их позиции экспертом.

Указанная проблема присуща институту судебной и внесудебной экспертиз в целом, а не только применительно к рассмотрению споров определенной категории. Учитывая это, для беспристрастного анализа момента и причин возникновения объективного банкротства представляется целесообразным выбор эксперта на основании кандидатур, определяемых судом, а не предлагаемых лицами, участвующими в деле.

Альтернативным вариантом обеспечения беспристрастного анализа момента и причин возникновения объективного банкротства могло бы стать создание единого реестра экспертов, управомоченных проводить его в рамках споров о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц, с возложением функций по его ведению на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии как контрольный (надзорный) орган в рамках дела о банкротстве. Такой реестр, формируемый на основе соответствия экспертов определенным критериям квалификации и опыта, позволит, на наш взгляд, установить реальные причины и момент возникновения объективного банкротства в каждом конкретном случае и избежать злоупотреблений со стороны участвующих в деле лиц при выборе кандидатур экспертов, обеспечить их независимость и объективность при назначении в качестве эксперта для конкретного дела на основе случайной выборки (по аналогии с назначением судом временного управляющего при представлении его кандидатуры аффилированным с должником лицом).

Создание реестра вряд ли решит все возникающие на практике вопросы, связанные с установлением объективного банкротства в рамках споров о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, но в то же время позволит минимизировать риск заинтересованности эксперта по отношению к лицам, участвующим в деле. Кроме того, привлечение экспертов для подготовки заключения по вопросам, связанным с установлением объективного банкротства, предполагает их комплексное исследование на основе не только данных бухучета, но и всей финансовой документации должника, касающейся совершенных им сделок. Это, в свою очередь, может повлечь неполноту или неточность выводов экспертов относительно действительного момента и причин объективного банкротства – например, в случае непередачи документов бывшим руководителем должника конкурсному управляющему.

Полагаем, в таких случаях в интересах кредиторов (помимо возможности их защиты путем привлечения к субсидиарной ответственности бывшего руководителя должника за непередачу документов) эксперту (как и суду в случае самостоятельного определения им момента и причин объективного банкротства) неизбежно придется делать выводы на основании представленных документов и исходить из презумпции их достаточности.

В заключение отметим, что в настоящее время определение объективного банкротства на практике вызывает сложности, обусловленные как отсутствием у судей специальных познаний в области экономики, так и пробелами в регулировании на уровне разъяснений Верховного Суда.

Вместе с тем значимость объективного банкротства для споров о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности неизбежно требует решения вопросов, возникающих в судебной практике, и совершенствования правового регулирования данной категории в целом.

1 См. Приказ Минфина России от 28 августа 2014 г. № 84н (в ред. от 21 февраля 2018 г.) «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов».

2 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС от 10 декабря 2020 г. № 305-ЭС20-11412 по делу № А40-170315/2015; определения ВС от 23 апреля 2019 г. № 306-ЭС19-5189 по делу № А06-3339/2018, от 11 декабря 2018 г. № 301-ЭС18-21426(2) по делу № А43-11680/2015.

3 См. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС от 30 января 2020 г. № 305-ЭС18-14622(4,5,6) по делу № А40-208525/2015.

4 В качестве примера можно привести застройщика, прибыль которого может быть получена после заключения договоров долевого участия в строительстве.

Признаки банкротства юридического лица в 2021 году

Признаки банкротства предприятия закреплены в ст. 3 закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ (далее — закон № 127-ФЗ). Юрлицо должно иметь задолженность по выплате:

  • денежных обязательств своим бизнес-партнерам;
  • зарплаты и выходных пособий своим сотрудникам;
  • налогов, сборов и других обязательных платежей. 

При этом она не погашается в течение 3 месяцев с того момента, когда обязательства должны были быть исполнены.

Дело о несостоятельности возбуждается арбитражным судом при условии, что суммарный размер задолженности юрлица составляет не менее 300 тыс. руб. (п. 2 ст. 6 закона № 127-ФЗ).

О завершении моратория на банкротство в связи с эпидемией коронавируса читайте в системе КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Таким образом, общими признаками несостоятельности или банкротства являются:

  • наличие просроченной задолженности от 300 тыс. руб.;
  • неоплата такой задолженности на протяжении минимум 3 месяцев с момента ее возникновения. 

Если некто производит платежи, препятствующие достижению долгом 300 тыс. руб., такое поведение признается злоупотреблением правом и не мешает принятию заявления о банкротстве, не лишает заявителя по делу о банкротстве, в пользу которого долг частично уплачен, статуса заявителя (определение ВС РФ по делу № А53-2012/2015, постановление АС УО по делу № А76-28779/2016). 

ВАЖНО! Для упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника размер задолженности неважен (п. 1 ст. 227 закона № 127-ФЗ), в отличие от упрощенного банкротства ликвидируемого должника, которое допускается, только если долг ликвидируемого должника достиг 300 тыс. руб. (постановление АС УО по делу № А60-1424/2017). 

Определение текущего размера задолженности для подачи заявления о банкротстве 

В размер задолженности включаются:

  • долги по зарплате, определенные на дату подачи заявления о несостоятельности юрлица в суд (п. 1 ст. 4 закона № 127-ФЗ);
  • долги по оплате полученных товаров, работ, услуг;
  • суммы займа с учетом процентов;
  • долги, возникшие в результате неосновательного обогащения или причинения вреда, за исключением некоторых обязательств, перечисленных в п. 2 ст. 4 закона № 127-ФЗ;
  • обязательные платежи. 

В размер задолженности при определении признаков несостоятельности-банкротства юридического лица не включаются пени, штрафы, неустойки, убытки в виде упущенной выгоды и другие финансовые санкции.

Право и обязанность на подачу заявления о несостоятельности организации 

Когда кредиторы вправе подать заявление о банкротстве

Наличие рассмотренных выше признаков банкротства организации дает право на обращение в суд с заявлением о ее несостоятельности:

  • сотрудникам, которым не выплачена зарплата или пособие (наличие задолженности и ее размер должны быть установлены судебным решением, вступившим в законную силу);
  • уполномоченными органами по истечении 30 дней с момента принятия решения о взыскании долга;
  • кредиторам юрлицам по требованиям, подтвержденным судебным решением, вступившим в законную силу. 

Когда организация вправе подать заявление о своем банкротстве

Ст. 8 закона № 127-ФЗ дает юрлицу право на обращение в суд в случае предвидения своей несостоятельности по некоторым обязательствам. Это означает, что должны определяться обстоятельства, свидетельствующие о том, что юрлицо не сможет исполнить в срок обязательства

  • по зарплате и выходным пособиям и (или)
  • по налогам и взносам.

Разумеется, остается в силе основные признаки банкротства — по сумме в 300 000 руб. и роску в 3 месяца.

Когда организация обязана подать заявление о своем банкротстве

П. 1 ст. 9 закона № 127-ФЗ устанавливает следующие случаи, когда директор юрлица обязан обратиться в суд с заявлением о несостоятельности:

  • погашение задолженности перед 1 или несколькими кредиторами сделает невозможным исполнение других обязательств;
  • органом юрлица или собственником унитарного предприятия принято решение о подаче в суд заявления о несостоятельности;
  • обращение взыскания на имущество юрлица осложнит или сделает невозможной его дальнейшую хоздеятельность;
  • у юрлица имеются признаки неплатежеспособности и (или) недостатка имущества;
  • имеется 3-месячная задолженность по зарплате перед сотрудниками, которая возникла из-за недостатка средств.

Невыполнение директором указанной обязанности может привести к субсидиарной ответственности по долгам юрлица-банкрота (о ней можно узнать из статьи Привлечение к субсидиарной ответственности при банкротстве).

О признаках преднамеренного или фиктивного банкротства читайте в статье «Признаки преднамеренного и фиктивного банкротства».

Специальные признаки банкротства сельскохозяйственных организаций 

Пп. 4, 5 ст. 177 закона № 127-ФЗ называет следующие специальные признаки банкротства сельскохозяйственных организаций: наличие суммарной задолженности в размере 0,5 млн руб. и неисполнение требований о ее погашении в течение 3 месяцев с того момента, как они должны были быть выполнены. 

Таким образом, размер требований для объявления сельхозорганизации несостоятельной увеличен по сравнению с общим правилом на 200 тыс. руб.

В соответствии с п. 1 ст. 177 закона № 127-ФЗ к сельхозорганизациям относятся юрлица:

  1. Сельхозпроизводители, основными видами деятельности которых являются:
    • производство сельхозпродукции;
    • производство или переработка сельхозпродукции.

    При этом выручка от продажи такой продукции должна быть не менее половины выручки юрлица.

  2. Рыболовецкие артели, которые занимаются:
    • производством сельхозпродукции;
    • производством и переработкой сельхозпродукции;
    • выловом водных биологических ресурсов.

Выручка от реализации указанной выше продукции должна составлять не менее 70% от выручки артели. 

Что является признаками несостоятельности кредитной организации 

Для кредитной организации признаками банкротства являются (п. 1 ст. 189.8 закона № 127-ФЗ):

  • -невозможность удовлетворить требования сотрудников, партнеров по выплате денежных средств, а также исполнить обязанность по уплате налогов и сборов — как собственную, так и по распоряжению клиентов с их банковских счетов;
  • -неисполнение указанных выше обязательств в течение 2 недель с того момента, как они должны были быть выполнены;
  • -недостаточность активов кредитной организации для выполнения указанных обязательств. 

Кроме того, в ст. 189.10 закона № 127-ФЗ закреплены случаи, когда в отношении кредитной организации принимаются меры по предупреждению ее несостоятельности. В частности, если кредитная организация:

  • Не исполняет на протяжении последнего полугода свои обязательства перед партнерами или не уплачивает налоги и сборы в срок до 3 дней с момента наступления обязательств в связи с недостатком денежных средств.
  • Не исполняет указанные выше обязательства в срок, который превышает 3 дня.
  • Нарушает какой-либо из нормативов достаточности собственных средств, установленных ЦБ РФ. О статусе Центрального банка России читайте в статье «Организационная структура ЦБ РФ и статус по Конституции».
  • Нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 10% и т. д. 

Рекомендуем к прочтению статью КонсультантПлюс «Банкротство кредитных организаций: особенности и проблемы правового регулирования». Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Признаки несостоятельности стратегических предприятий 

Для возбуждения дела о несостоятельности стратегических предприятий необходима суммарная задолженность не менее 1 млн руб. в совокупности по нескольким кредиторам, которая не погашена в течение 6 месяцев с того момента, как наступил срок (пп. 3, 4 ст. 190 закона № 127-ФЗ).

К рассматриваемым предприятиям относятся:

  • Федеральные госпредприятия, акционерные общества, чьи акции находятся в собственности РФ, осуществляющие выпуск продукции, которая имеет стратегическое значение для обеспечения безопасности страны, защиты прав и законных интересов граждан РФ.
  • Предприятия оборонно-промышленного комплекса, обеспечивающие выполнение гособоронзаказа. 

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *